Типы велодорог
Систематизация типов велодорог определяется взаимным расположением "велодорожек" и "велополос", а также их расположением относительно автомобильных и пешеходных дорог.
- ВДИА – велодорожка изолированная примыкающая к проезжей части автодороги,
- ВДИП - велодорожка изолированная примыкающая к пешеходной дороге,
- ВДИН - велодорожка изолированная, не примыкающая ни к проезжей части автодороги, ни к пешеходной дороге,
- ВПАО - велополоса на проезжей части автодороги, обособленная,
- ВПАС - велополоса на проезжей части автодороги, смешанная,
- ВППО - велополоса на пешеходной дороге, обособленная,
- ВППС - велополоса на пешеходной дороге, совмещенная.
Изолированная велодорожка вне проезжей авто- и пешеходной дороги |
Велополоса на проезжей части автодороги |
Велополоса на пешеходной дороге |
||||
Примыкает к проезжей автодороге |
Примыкает к пешеходной |
Не примыкает |
Обособленная, обязательная |
Смешанная, рекомендуемая |
Обособленная |
Совмещенная |
ВДИА |
ВДИП |
ВДИН |
ВПАО |
ВПАС |
ВППО |
ВППС |
Все велодороги могут быть как двусторонними, идущими в двух противоположных направлениях, так и односторонними.
Все велодорожки и велополосы могут переходить одна в другую на любом участке.
Обособленные и смешанные велополосы на проезжей части.
На проезжей части могут быть велополосы двух видов: Обособленные и смешанные.
Обособленные(обязательные) велополосы ВПАО отделяют часть проезжей дороги, предназначенную для велосипедистов. В неё запрещено вторгаться другим транспортным средствам.
Смешанные(рекомендуемые) велополосы ВПАС предназначены предупреждать водителей о возможном присутствии велосипедистов и подсказывать водителям, что им надо придерживаться на достаточном расстоянии от края дороги или бордюра. Однако, движение автомобилей по велополосе возможно.
Преимущество использования велополос ВПАО и ВПАС на проезжей части состоит в том, что они:
- напоминают водителям о присутствии велосипедистов на дороге,
- заставляют водителей оставлять место для велосипедистов на обочине,
- делают законным обгон автотранспорта в случае его замедления или остановки в пробке,
- приучают велосипедистов двигаться по отведенной велодороге,
- помогают велосипедисту убедиться, что он следует по маршруту.
Кроме того, благодаря уменьшению за счет велополос видимой ширины дороги, предназначенной для автотранспорта, водители вынуждены снижать скорость.
Для удобного проезда велосипедов, велоприцепов и инвалидных колясок велополоса должна иметь ширину 1.5 м, а если дорога позволяет, то и 2 м. Это делает возможным обгон без выезда на полосу движения автотранспорта.
В стесненной ситуации допустима ширина велополосы 0.8 м, однако в местах соединений рекомендуется делать велополосу не менее 1.2 м, а при подходе к перекрестку – не менее 1.0 м.
Каждый вид имеет свои достоинства и недостатки.
Достоинства |
Недостатки |
Обособленные (обязательные) |
|
В определенные часы могут использоваться только велосипедистами. Отделены сплошной линией, что делает мало вероятным въезд машин. Водители нарушают правила, если въезжают на велополосу. Допускается установка дополнительного ограждения |
На устройство такой велополосы требуется согласование с нормативами и обсуждение с общественностью, что ведет к задержкам. Нельзя проложить там, где разрешено пересечение велодороги другим транспортом, например, въезды на боковые дороги, карманы для парковки и разгрузки, а также к прилегающим узким проездам. Требуется более значительное конструктивное оформление знаками и разметкой, чем для рекомендуемых велополос. |
Смешанные (рекомендуемые) |
|
Не требуется согласования с нормативами и разрешения дорожной инспекции. Можно установить очень быстро. Требуется меньше знаков и разметки. Можно проложить вплотную к парковочным карманам, по центру проезжей части, через перекрестки и вдоль узких полос движения менее 3 м шириной. |
Имеют чисто информативное значение – другой транспорт может законно ехать по ним. Отсутствует законная возможность удалять с них транспорт (кроме ограничений на парковку, ожидание, разгрузку) |
Изолированные велодорожки (отделенные от проезжей и пешеходной части).
Они могут примыкать к выделенным проезжим и пешеходным дорожкам (ВДИА и ВДИП) или проходить совершенно независимо (ВДИН). Очевидно, их не следует предусматривать на новых дорогах (там надо заранее планировать велополосы), а также на старинных дорогах, имеющих историческое значение.
Совмещенные вело-пешеходные полосы и тропы.
Велополосы ВППС предназначены для велодвижения со скоростью не более 15 км/час.