Эксперты о велорезине: что такое аквапланирование и как с помощью покрышек превратить хардтейл в двухподвес?

6 июня 2017 1669
Эксперты о велорезине: что такое аквапланирование и как с помощью покрышек превратить хардтейл в двухподвес?

Итак, вы вновь стоите в веломагазине, окидывая взглядом ряды покрышек и тщетно пытаясь сориентироваться в манящем разнообразии моделей. Десятки форм, размеров, рисунков, цен – где-то среди них затерялись те самые, идеальные. Знакомая ситуация? Чтобы облегчить ваш выбор и предостеречь от ошибок, сегодня мы проводим подробную экскурсию по всем видам велосипедных покрышек вместе с Александром Мотовиловым, директором веломагазина «Гравити» и консультантом Георгием Бунтури.

Анатомия покрышки: чем дорогая резина отличается от бюджетной?

В магазинах с большим ассортиментом у одного вида покрышки порой насчитывается 5-6 модификаций - визуально идентичных, но ощутимо отличающихся по цене. Так в чем же разница?

А разница начинается внутри – там, где под протектором, внешним слоем резины, прячутся корд, антипрокольный слой и бортовые кольца. Давайте разбираться, как всё это влияет на комфорт и безопасность катания.

Корд. Это силовая часть покрышки, её основа, отвечающая за вес и п

лотность. Корд представляет собой переплетение нитей (чаще всего нейлоновых или кевларовых) и характеризуется показателем TPI – их количеством на дюйм. Покрышка с высоким TPI, то есть более плотным плетением, меньше деформируется, лучше защищена от проколов и способна выдерживать большее давление в камере. Например, 120 TPI позволяют накачать камеру до 8 атмосфер! На бюджетных покрышках этот показатель  указывают довольно редко – но в среднем он составляет от 25-30 до 40-50 TPI.

Что интересно, плотность плетения не всегда влияет на вес: кевларовые нити в дорогих моделях не только более прочные, но и более легкие – покрышка со 100 такими нитями на квадрат может весить даже меньше, чем с 10 - из дешевого материала!

Антипрокольный слой. Расположен по центру покрышки и особо ярко выражен у шоссейной резины. В среднебюджетных вариантах это может быть просто наслоение резины, в моделях подороже – дополнительные армирующие вещества, например, всё тот же кевлар.

Бортовые кольца. Их часто ошибочно называют кордом – на деле же это каркас борта, помогающий покрышке держать форму: он делается из металла или кевлара (в этом случае  покрышку можно спокойно сгибать и возить с собой как запаску).

Если ваш кошелек грустно вздохнул после этих строк, не спешите расстраиваться вслед за ним – дорогие материалы в покрышках актуальны в первую очередь для профессиональных райдеров. Если вы не участвуете в соревнованиях, где секунды и граммы веса могут стать решающими - то, конечно, не обязательно платить за них огромные деньги. Но в любом случае, надежная «начинка» покрышек – залог их долгой службы и максимально комфортного и безопасного катания.

О воддотведении и аквапланировании

Немного занимательной физики: в дождь при быстрой езде велосипед не всегда успевает «продавить» своим весом воду, в результате чего она становится прослойкой между покрышкой и асфальтом. Велосипедист как бы планирует по воде - и управляемость, естественно, резко падает.

Что необходимо в таких случаях? Какие-то «пути отступления» воды из-под колеса: это реализуется промежутками в рельефе покрышки. Если вы бесстрашный «всепогодник» - обращайте внимание на рисунок  протектора с характерными галочками: это и есть система водоотведения. Она позволяет воде вытесняться, и уводит брызги в стороны, делая струю по центру минимальной. Чем крупнее протектор и больше промежутки в его рельефе – тем лучше он предохраняет от «аквапланирования».

Слики: для любителей скорости

Слики пришли к нам из шоссейного мира, где в приоритете высокая скорость, а значит – максимально гладкая поверхность покрышки, не создающая лишнего трения при езде. Такая резина подойдет велосипедистам, чьи маршруты пролегают в основном по городу и автотрассам. Впрочем, не стоит верить мифам о бесполезности сликов на природном ландшафте: они вполне справятся и с легким бездорожьем наподобие твердого сухого грунта.

У этих покрышек так же существует система водоотведения - правда, больше для самоуспокоения: вырисовывать «работающие» узоры на такой тонкой резине практически нереально. Зато благодаря почти гладкой поверхности покрышки вода вырывается из-под нее вверх ровной струей. А значит, извечную проблему забрызганной спины можно легко решить, установив широкие крылья.

Полуслики: для универсалов

На сегодня полуслики - самый популярный вариант, представленный в веломагазинах множеством модификаций. От сликов им досталась гладкая центральная дорожка, позволяющая развивать хорошую скорость на асфальте, а от кантрийной резины – боковые шипы, которые начинают работать при заезде на мягкий грунт.

Полуслики обеспечивают легкий накат и комфортное катание, не требующее больших физических затрат: они станут удачным вариантом для круизеров и некоторых горных велосипедов, чьи владельцы не планируют покорять рытвины и ухабы.

Кстати, не всегда центральная дорожка полуслика должна блистать зеркальной гладкостью: порой на её месте тоже могут находиться шипы, только очень маленькой толщины и высоты. Главный параметр, по которому можно вычислить правильный полуслик – бока такой покрышки всегда более агрессивны по сравнению с центром.

Кросс-кантрийная резина: для любителей бездорожья

Если же с городских дорог вас всё чаще тянет завернуть в соседний лес и поскакать по кочкам, то идеальным выбором станет кросс-кантрийная резина. Небольшой вес, тонкие стенки, прекрасное сцепление на стабильном грунте – именно такие покрышки производители ставят на большинство горных велосипедов начального уровня.

Единственный минус, с которым придется смириться – снижение скоростных характеристик: на ровных дорогах эта резина уступает полусликам, на особенно сложном бездорожье – «агрессивным» покрышкам. 

Агрессивная резина: для экстремалов

Лесные тропки потихоньку сменяются скалистыми холмами, болотистыми участками и диким буреломом? Самое время перейти на мощные покрышки со «злым» протектором: они призваны выдерживать ударные нагрузки и работать с камнями, корнями и прочим агрессивным ландшафтом. Шипы здесь выше, а стенки толще, чтобы избежать боковых порезов.

Однако не стоит гнаться за «надежностью» таких покрышек без надобности. Изначально они ориентированы на даунхилл, экстремальный горный спуск – и поэтому легкий вес тут принесен в жертву улучшенной сцепляемости,

Для велотуризма и поездок по грязи прекрасно подойдет кросс-кантрийная резина или даже полуслики, которые не добавят лишних килограмм и сохранят приемлемый накат на асфальте.

Зимняя резина: для тех, кто не закрывает сезон

Прародителем привычных нам шипованных покрышек стала фирма Nokian в 1963 году. С тех пор развитие зимней резины пошло в двух направлениях: сейчас любителям помесить снежок предлагают традиционную резину с шипами или просто очень агрессивный протектор. Некоторые велеры их смешивают: ставят шипованную на переднее колесо, чтобы избежать опасных заносов, а заднее дополняют мощным протектором.

Впрочем, многие без проблем побеждают снег и лед на обычной кросс-кантрийной резине. Но тут нужно тонко чувствовать свое тело и велосипед, управляя ими в идеально сбалансированном симбиозе – а это результат не одной зимы. Правильно падать, кстати, тоже нужно уметь: это совсем не больно благодаря снегу и слоям одежды, но неумение вовремя сгруппироваться может привести к печальным последствиям.

Поэтому шипованные покрышки – отличный вариант для начинающих зимних райдеров. Они тяжелые, заметно снижают скорость, но однозначно надежны и на снегу, и на льду.

Стритовая резина: для трюкачей

У велосипедистов, занимающихся триалом и стритом, тоже свои требования к параметрам велосипеда: он должен сохранять легкий накат на асфальте и при этом иметь хорошее сцепление с поверхностью. Так появился характерный «стритовый» рисунок - плоские шашечки.

Фэтбайк и плюс сайз: когда размер имеет значение

Прежде всего, не стоит путать широкую резину для фэтбайков с резиной плюс сайз: последняя имеет ширину 3-3,2 дюйма и является увеличенной модификацией стандартных покрышек, чьи размеры  - 1,75-2,125 дюйма.

Помимо того, что плюс сайз обладают повышенной проходимостью (снова привет, любители бездорожья!), они еще и способны превратить ваш хардтейл в простенький двухподвес. Низкое давление в камере, на которое они рассчитаны (2-2,5 атмосфер) амортизирует велосипед на целых 2-3 сантиметра!

С фэтбайками история немного другая: изначально они задумывались как велосипеды для езды по снегу или болоту, что и послужило причиной поистине внедорожной ширины покрышек - 3,5-4,8 дюйма. Рисунок их протектора имеет поперечные выступы для преодоления грязи, а о водоотведении даже говорить не приходится: широкие расстояния между высокими шипами способны пропускать через себя целые реки.

Впрочем, последнее время велосипедисты начали активно использовать фэтбайки и в городской среде – так что не исключено, что скоро производители удивят нас полусликами и сликами для фэтов.

Кстати, о моде

Пытаясь поймать разбегающиеся перед витриной глаза, нужно помнить: не каждое расположение шипика несет в себе скрытый смысл. В велосипедном мире тоже существует своя мода, которая время от времени спускается с горных вершин Red Bull Rampage и со свистом врывается на велосипедный рынок с дорог Tour De France. После объявления результатов неминуемо начинается «разбор запчастей» чемпионов - и вот тогда веломагазины активно наводняются новым товаром.

В других случаях производители ухватываются за чью-то оригинальную идею и начинают массово её тиражировать, как это произошло с покрышкой Flame от мирового бренда Kenda. Необычный рисунок, напоминающий языки пламени, на деле работает не эффективнее стандартного полуслика – но уже успел обзавестись шестью моделями-последователями.

Как понять, что покрышку пора менять

Главным источником проблем, особенно в бюджетных покрышках, обычно становится корд: трескаясь, его нити в лучшем случае начинают торчать наружу, а в худшем – внутрь, регулярно пробивая камеру. Вдобавок поврежденный корд неизбежно меняет геометрию покрышки: из-за неравномерно распределенного давления она начинает сидеть «восьмеркой», а велосипед – ехать криво и вибрировать даже на ровном асфальте. Чтобы не спутать нарушение корда с реальной «восьмеркой» и не бегать зря в сервис на перетяжку спиц – просто тщательно осматривайте сам обод, не ориентируясь на форму покрышки.

Чтобы покрышка прослужила долго, не забывайте о правильном хранении зимой: от слишком высокой или низкой температуры резина начинает трескаться. И позаботьтесь о настройке ободных тормозов: если колодка при торможении шоркает по покрышке, то со временем она сотрет слой резины, а за ней – и боковой корд. Ну и, конечно, если вы любитель резко тормозить, уходя в эффектный занос – приготовьтесь, что ваша кантрийная резина очень быстро превратится в полуслик.

Все виды перечисленных покрышек вы сможете найти в магазине «Гравити» (ул. Белинского, 71, вход со двора по домофону 666#). И получить скидку в 5% на покупку любых запчастей - просто показав приложение «Вело-Город» на своем смартфоне! Приложение бесплатно, доступно на IOS и Android. Скачивайте и пользуйтесь!

IOS: https://itunes.apple.com/ru/app/velo-gorod-informacionnyj/id1122059679?l=en&mt=8 

Android: https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.ut6.velotownmap 

Автор: Евгения Серебренникова

rssRSS-канал новостей Вело-Города

Добавить свой комментарий

 

Другие новости

Педальные монстры прокатятся по Екатеринбургу: как пройдет ужасающий велопробег «VELOWEEN 2017»Педальные монстры прокатятся по Екатеринбургу: как пройдет ужасающий велопробег «VELOWEEN 2017» 19 октября 2017 16
28 октября накануне самой жуткой ночи года пройдет «VELOWEEN 2О17». На этот ужасающий костюмированный велопробег, посвященный Хэллоуину, соберутся педальные монстры города всех мастей.  МОО "Вело-Город" совместно с сетью ресторанов быстрого питания  «Burger…
Крутые спуски и затяжные подъемы: как прошел открытый турнир по маунтбайку ЕРМАК-2017 Крутые спуски и затяжные подъемы: как прошел открытый турнир по маунтбайку ЕРМАК-2017 13 октября 2017 442
8 октября Клуб любителей лыжного спорта «НОРД» и Управление физической культуры и спорта Кушвинского ГО совместно с общественной организацией "Вело-Город" собрали всех на открытом первенстве по маунтбайку «ЕРМАК – 2017».  Уже третий год подряд на…
Педальные монстры наполнят город: ужасающий велопробег «VELOWEEN 2017»Педальные монстры наполнят город: ужасающий велопробег «VELOWEEN 2017» 11 октября 2017 421
28 октября накануне самой жуткой ночи года пройдет «VELOWEEN 2О17». Это ужасающий костюмированный велопробег педальных монстров, посвященный Хэллоуину, иностранному празднику, который так полюбился многим.  МОО "Вело-Город" приглашает всех принять участие в этом страшном…
Делиться проблемами друг с другомДелиться проблемами друг с другом 10 октября 2017 373
Едва живой, побит, помят,Крадусь домой, к поребрику прижат.Сигналят мне со всех сторон,Терплю в седле весь день - армагеддон. Наверное, в песне Сургановой «Велосипед» выражены практически все проблемы велосипедистов нашей страны. Парковок нет, дорожек нет и, более того, нет уважения к…
Сила в нас самих, один в поле воинСила в нас самих, один в поле воин 9 октября 2017 1359
Каждый год мы проводим мероприятия, направленные на развитие велодвижения и инфраструктуры, участвуем в разных советах, комиссиях, собраниях, постоянно вносим предложения властям и народу, что успеваем, реализуем сами. Ответственно заявляю - этого всего очень мало. Нужна помощь. Для более…
Стань частью Вело-Города и зарабатывай : работа в Интернете, 4 часа в день, зарплата от 20 000 Стань частью Вело-Города и зарабатывай : работа в Интернете, 4 часа в день, зарплата от 20 000 6 октября 2017 620
Вы молоды, активны и амбициозны? Имеете опыт продаж и можете продать лед даже эскимосам? Катаетесь на велосипеде и мечтаете, чтобы велотема развивалась?  Тогда наша вакансия специально для Вас! Мы - Межрегиональная Общественная Организация «Вело-Город». Уже больше 7 лет мы…
8 октября пройдет открытое первенство по маунтбайку в дисциплине кросс-кантри "ЕРМАК-2017"8 октября пройдет открытое первенство по маунтбайку в дисциплине кросс-кантри "ЕРМАК-2017" 4 октября 2017 750
8 октября Клуб любителей лыжного спорта «НОРД» и Управление физической культуры и спорта Кушвинского ГО совместно с общественной организации "Вело-город" приглашают всех на традиционную гонку «ЕРМАК – 2017». Это открытое первенство по маунтбайку в дисциплине…
Велосипед как средство передвижения в Екатеринбурге: миф или реальность?Велосипед как средство передвижения в Екатеринбурге: миф или реальность? 3 октября 2017 778
«Добираться на велосипеде на работу? Да вы что, шутите? Я работаю в крупной компании, у меня высшее образование, а я как школьник помчусь по дорогам на этом двухколесном!? Да меня же обсмеют!» Наверное, так про себя думает чуть ли не каждый среднестатистический горожанин крупного…
Сделать город свободным Сделать город свободным 21 сентября 2017 866
22 сентября — Всемирный день без автомобиля. В этот день по всему свету проводится ежегодная акция, цель которой - напомнить о негативном влиянии автотранспорта на окружающую среду. Всем владельцам автомобилей или мотоциклов предлагается отказаться на один день от машины в пользу…
Ковровая дорожка и два колеса: как в Екатеринбурге прошел велокарнавалКовровая дорожка и два колеса: как в Екатеринбурге прошел велокарнавал 5 сентября 2017 955
1 сентября самые активные велосипедисты Екатеринбурга собрались на площади Труда, чтобы показать себя на сентябрьском велокарнавале. Каждый участник мероприятия смог продефилировать на велосипеде по красной ковровой дорожке и продемонстрировать свои таланты. Главное условие велокарнавала…
Октябрь, 2017 Предыдущий месяц Следующий месяц
ПнВтСрЧтПтСбВс
      
1
2
3
4
5
"Верю-не верю" - самая необычная велоэкскурсия по Екатеринбургу!
6
7
"Верю-не верю" - самая необычная велоэкскурсия по Екатеринбургу!
8
Открытое первенство по маунтбайку в дисциплине кросс-кантри "ЕРМАК-2017"
9
10
11
12
"Верю-не верю" - самая необычная велоэкскурсия по Екатеринбургу!
13
14
"Верю-не верю" - самая необычная велоэкскурсия по Екатеринбургу!
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
VELOWEEN 2017: ужасающий велопробег педальных монстров!
29
30
31

Фотографии