История велодвижения в Екатеринбурге: с XIX века до наших дней

11 декабря 2018 2486
История велодвижения в Екатеринбурге: с XIX века до наших дней

История велодвижения Екатеринбурга. Ключевые деятели и значимые события от первых  упоминаний до наших дней.

XIX век.

Первый велосипед и первый велопробег.

История велодвижения на Урале начинается с легенды, верить в которую, уральцам приятно. По легенде один из первых велосипедов в мире сконструирован на территории уральского города Нижний Тагил. В тот исторический период Тагил не являлся городом, а был Тагильским заводским поселком, но именно оттуда, взял старт самый первый в мире велопробег в 1801 году.

Основание у легенды есть. В конце XIX века Василий Белов, краевед, член Уральского общества любителей естествознания, оставил интересные сведения, по которым родилась легенда об Артамонове. Из записок Белова известно, что в 1801 году Артамонов сделал металлическое двухколесное транспортное средство с педалями и назвал его самокатом. На своем изобретении Артамонов отправился в путешествие из Нижнего Тагила в Санкт-Петербург, а дальше на коронацию императора Александра I в Москву. История не получила прямых доказательств своей подлинности, но нет дыма без огня. Сегодня в Екатеринбурге и в Нижнем Тагиле установлены памятники Артамонову и его двухколесному изобретению.

Первый велосипед в Екатеринбурге.

Уже по официальным данным, первый велосипед появился в Екатеринбурге в 1868 году. Тогда Юлий Раунер, сын главного лесничего уральских лесов, заказал на Верх-Исетском заводе транспорт с педалями и на двух колесах. Чуть в сторону от официальной версии и по улицам Екатеринбурга еще в 1840 году прокатывается на самодельном велосипеде цеховой Монетного двора.

Екатеринбургское общество велосипедистов-любителей.

В середине XIX века интерес к двухколесному педальному транспорту растет во всей Европе. Конструируются велосипеды, стартуют велопробеги, а в Екатеринбурге в 80-е годы возникает первое общество велосипедистов-любителей.

Устав екатеринбургского общества был разработан и утвержден в 1885 году по примеру московского велосообщества.

8 июля 1886 года на общем собрании избирают первый комитет общества: председатель — А. К. Несмеянов, распорядитель — И. Л. Меннет, его помощник С. В. Логинов, казначей и секретарь Ю. Р. Витман, члены — О. Ф. Гюнтер и К. К. Ганнау.

Сначала активистов велодвижения было лишь шестеро, три велосипеда на всех и недостаток финансов для развития. Но активная позиция лидеров движения и череда правильных действий стали неуклонно развивать новое направление.

Приметив пустующий военный манеж, комитет обратился к воинскому начальнику, полковнику Лысову, с ходатайством уступить манеж обществу безвозмездно.

Ходатайство увенчалось успехом, и в октябре 1886 года после необходимой подготовки и ремонта состоялось открытие зимнего помещения. В манеже начали катать на велосипеде всех желающих и обучать самостоятельной езде. Плату за это брали символическую, но такой подход давал не только приток средств, но и пробуждал интерес к велотеме.

В конце 1886 года в клубе уже состояло 37 членов и у 15 из них имелся собственный велосипед.

Первые велогонки и велошоу.

Активисты понимали, что для большего охвата и вовлечения нужно делать массовые зрелищные мероприятия. 2 августа (15 августа по новому стилю) 1887 состоялось первая велогонка на ипподроме, которая привлекла огромное внимание горожан. Первые спортсмены города, принявшие участие в соревнованиях: С. В. Логинов, Г. Ф. Гофман, Г. И. Шульц, М. С. Сурант, В. Е. Дружинин, Ю. Р. Витман, К. Ганнау, А. Н. Улановский, И. К. Зырянов, И. Л. Меннет, Н. О. Берестов.

Следующий заезд вызвал еще больший интерес и волнение. Землетрясение в городе Верном (ныне Алма-Аты) побудило общественников прийти на помощь пострадавшим от стихийного бедствия. 8 августа на общем собрании было принято решение «... устроить гонку, весь сбор с которой, за исключением расходов, выслать пострадавшим жителям города Верного». Население Екатеринбурга живо поддержало благую идею, а к велодвижению проснулся еще больший интерес.

Регулярно стали проводить велопрогулки по Сибирскому, Московскому и Челябинскому трактам. Появились первые костюмированные заезды. Победителей велогонок стали награждать денежными призами. На мероприятия поехали участники из других городов. О екатеринбургском клубе велосипедистов- любителей стали писать в столичной прессе.

В 1887 — 1888 годах были совершены поездки в село Арамиль, деревню Мостовая. И. Ф. Торопов съездил в Челябинск и обратно (422 версты), С. В. Логинов — в Ирбит  (350 верст).

Не обходилось и без трудностей. Высокие двухколесные велосипеды не были безопасны, а ряд несчастных случаев настораживал горожан и охлаждал интерес к теме. Новый виток в развитии дало появление в городе велосипедов иностранного, в основном, английского, производства. Они имели одинаковые по диаметру колеса, были комфортнее и безопаснее.

1 августа 1893 года на общем собрании был избран новый комитет по развитию велодвижения.

Члены комитета вплотную занялись развитием зимней инфраструктуры. На весь зимний сезон пригласили военный оркестр. Купили первый двухколесный дамский велосипед. К 1 июля 1894 года общество и его члены имели 67 велосипедов на сумму приблизительно 13 000 рублей.

После празднования десятилетнего юбилея сообщества, стали обсуждать строительство большого спортивного манежа. Планировалось создание целого комплекса с залами для гимнастики, атлетических упражнений и физических игр.

XX век.

Все получилось! 3 сентября 1900 года на месте современного центрального стадиона был торжественно открыт новый стадион-велодром. В день открытия состоялось первое велосипедно-атлетическое состязание.

Проект был реализован, в основном, на средства первого в городе физкультурного общества. Значительный финансовый вклад внес купец и общественный деятель Камалетдин Хисаметдинович Агафуров.

Общество стало шире, теперь в нем задействованы не только велосипедисты, но и другие спортсмены. Сменилось и название на: ЕОВиФР (Екатеринбургское Общество Велосипедистов и Физического Развития).

Появление в городе многофункционального манежа дало толчок к развитию легкой и тяжелой атлетики, футбола, борьбы, конькобежного спорта, фигурного катания, лыжного, мотоциклетного и, конечно, велосипедного спорта.

Количество велосипедистов на дорогах постоянно возрастало и к 1902 году возникла необходимость выпустить первый свод правил для безопасного передвижения на велосипеде.

Правила, выработанные обществом велосипедистов для езды по городу Екатеринбургу.

1. Едущие на велосипеде должны держаться правой стороны улицы ближе к тротуару;

2. Объезжать пешеходов, верховых всадников и экипажи только с левой стороны;

3. В случае беспокойства лошадей велосипедист обязан умерить ход и сойти с велосипеда и по возможности закрыть его собой;

4. Огибать угол или пересекать улицу следует по возможности тихим ходом;

5. При совместной езде велосипедисты должны ехать не более как по двое в ряд с промежутками между рядом не менее сажени;

6. Воспрещается ездить на велосипедах по тротуарам, бульварам, в скверах и в местах скопления публики;

7. При встрече с крестным ходом, большими похоронными процессиями или вообще со значительным количеством пешеходов, либо экипажей, велосипедист обязан сойти с велосипеда и провести его в руках или же уехать в боковую улицу.

Велодвижение развивается. Общество продолжает функционировать и с наступлением Первой мировой войны, принимая активное участие в организации военно-спортивного комитета.

Лидеры общества выступают в поддержку всестороннего развития личности и предоставляют льготы для посещения своих спортивных сооружений учащимся гимназий и училищ.

Но в 1919 году ЕОВЛиФР перестает существовать, потому что после революции многие его активисты покидают Екатеринбург. Революция, распад велосообщества, вторая мировая война. Эти и другие события существенно затормозили процесс развития.

Известно, что велосипедисты имели важную роль в Великой Отечественной Войне . Велосипед, как транспорт сверхвысокой мобильности, использовали для разведки и доставки почтовых отправлений и срочных сообщений.

После войны, в 1946 году в Свердловске был открыт велосипедный завод, который проработал до 1959 года. Именно здесь в 1949 разработан и запущен в серию советский велосипед для подростков, с закрытой рамой для мальчиков и с открытой—для девочек.

XXI век.

Общественная организация «Вело-Город».

В 2009 году в городе Екатеринбурге предприниматель Константин Леонидович Мочалов загорелся идеей развития велодвижения в городах, создал проект и собрал команду «Вело-Город», которые в последствии провели большую работу с общественным мнением и вовлечением масс, оказали воздействие на власть, предложили обществу новые методы развития.

— Команда «Вело-Город» с 2009 года провела больше 600 массовых мероприятий, разной направленности и это значительно повлияло на развитие велодвижения.

Фестиваль экстрима «Все реально»

В марте 2010 года в Екатеринбурге прошел крупный фестиваль экстрима «Все реально», собравший 6000 зрителей. Участие приняли 300 спортсменов в 30- ти видах спорта. Большая часть экстремальных дисциплин были велосипедными. Организатор фестиваля К.Л. Мочалов 21 октября 2010 года зарегистрировал и возглавил общественную организацию «Вело-Город». Проект запустил инициативу «центр Экстремальных видов спорта». На тот момент его предложения были поддержаны властями, но после смены губернатора бюджет на строительство был сокращен. Тем не менее, волна, которая была создана, породила множество проектов на эту тему. Сегодня в разных местах действует множество небольших площадок, регулярно проводятся соревнования и контесты по велоэкстриму.

Еще одним продолжением проекта стал фестиваль экстрима «UrusBike», который поддерживает экстремальную велокультуру. Он проходил ежегодно с 2012 по 2015 год, для участия в котором участники съезжались со всей страны. С 2012 года Долгое время в Экспоцентре Екатеринбурга работал Экстрим парк «Вело-Город». Во многих небольших городах появились экстрим-площадки, организаторы которых воодушевились мероприятиями и делами Вело-Города.

«Мисс Вело-Город»

С 2011 года стал ежегодным конкурс красоты и здоровья «Мисс Вело-Город». Это зрелищное мероприятие привело к популяризации езды на велосипеде среди представительниц прекрасного пола.

В 2010 году общая численность велосипедистов была в 10 раз меньше, чем на данный момент. Женщин и девушек среди «веллеров» практически не было. Велосипедистов никто не принимал всерьез и не уважал на дорогах, огромную роль имели стереотипы об ограниченности сезоном и спортом. Именно поэтому появился проект «Мисс Вело-Город», результатом которого стало массовое вовлечение девушек и женщин в велокультуру и велодвижение. Проект прошелся по многим городам России и некоторым городам ближнего зарубежья. Удалось добиться большого охвата СМИ и аудитории в целом. По сей день конкурс проводится на высоком уровне. Проект дал моду на велосипед и массовое вовлечение женщин, а за ним и расширение мужской аудитории пользователей, любителей велосипеда. Сейчас общее количество велосипедисток приравнялось к количеству мужчин на велосипеде, а где- то даже превышает его.

«Веломагистраль»

Это массовое мероприятие, взявшее свое начало в 2011 году, послужило примером того, как можно влиять на общество и власть в пользу развития инфраструктуры. Мероприятие ежегодно собирает тысячи людей. Сегодня оно активно продвигается в регионы. Когда внутри города проходят такие крупные мероприятия, это неизменно оставляет след в сердцах и и умах жителей и руководства, и становится очевидной необходимость что-то менять.

Ежегодный велопробег «Велореволюция»

Мероприятие, с 2013 года воздействует на собственников помещений и зданий, стимулирует их менять подход к хранению велосипедов посетителей. С 2018 года запущен проект «Премия «Лучшее веломесто», который стимулирует к более кардинальным изменениям зданий и объектов обслуживания. Существуют мероприятия, доказывающие всем, что велосипедом можно пользоваться круглый год. «Ледовое сражение» и «Велопробег на Новый год» демонстрируют зимние характеристики и возможности велосипеда.

Помимо мероприятий, имеющих целевое воздействие, существуют события, исключительно развлекательного характера. Например, «Вело-Семья», «Велоуинн», он же «Хелоуин», также стимулирующие общий интерес к велосипеду и здоровому образу жизни.

Существуют и спецпроекты, такие как «Велотуризм», «Школа безопасности вождения и ПДД». Такие проекты развивают необходимые для велодвижения направления деятельности.

В 2012 году запущена «Школа Велобизнеса». Проект дал мощный толчок к развитию предпринимательства в велосипедной сфере: в течение года в Екатеринбурге открылось 20 спортсервисов и велопрокатов.

— С 2017 года полноценно действует мобильное приложение «Вело-Город» онлайн, пользователями которого ежедневно становятся велосипедисты по всем регионам. Это полезный и бесплатный для всех сервис. Мобильное приложение развивает систему взаимопомощи среди велосипедистов. Такая система помощи появилась впервые в России и имеет большое значение.

В 2017 запущены городские велоэкскурсии. Развлечение, просвещение и спорт сочетает в себе каждая такая прогулка. Во время велоэкскурсий гид в непринужденной форме рассказывает участникам об исторических достопримечательностях, демонстрируя, что новые знания можно получать легко и с удовольствием.

Огромная работа ведется по взаимодействию с разными институтами власти, а именно, МОО «Вело-Город» в лице его представителей и руководителя Мочалова К.Л. совершают усилия по изменению законов и норм, строительных стандартов и правил, занимаются лоббированием развития велоинфраструктуры. Председатель с членами команды постоянно присутствуют во множестве комиссий и советов: Общественный совет при Министерстве строительства, Общественный совет при Министерстве транспорта (с 2017 года его возглавил К.Л. Мочалов), Общественный совет при Министерстве спорта, Общественная палата, всевозможные рабочие группы при администрациях городов и областей и многие другие организации. Сформирована команда добровольцев, которые, на общественных началах, постоянно учувствуют в такого рода работе. Команда Вело-Город постоянно участвует в проектировании развития инфраструктуры городов, вносит изменения в генеральный план и отдельно контролирует реализацию ранее созданных проектов.

За время работы общественная организация «Вело-Город» вышла далеко за пределы города Екатеринбурга и провела множество мероприятий в других регионах. В 2013 года организация получила статус Межрегиональной общественной организации и пошла по пути развития регионов. В целом проект стал успешным примером возможности человека менять жизнь вокруг себя.

Передав опыт множеству других организаций действующих в различных сферах. За период с 2010 по 2018 год количество велосипедистов выросло примерно с 3 до 65 тысяч. Большой прирост велосипедистов получила ранее пешая, а теперь велосипедная «майская велопрогулка». В обществе сформировано понимание, что есть необходимость в создании велоинфраструктуры. Появилось множество клубов и велосипедных организаций, взявших пример с «Вело-Города», не только в Екатеринбурге, но и по всей России.

rssRSS-канал новостей Вело-Города

Добавить свой комментарий

 

Другие новости

Новое политическое оружие – штопор!Новое политическое оружие – штопор! 15 сентября 2016 19746
Мелкие пакости в политической борьбе. На велосипедиста с рекламной тележкой опять напали хулиганы. Правда, в этот раз двое, и уже не с ножом, а со штопором. И теперь без масок.  Пара мужчин лет за тридцать настигли велосипедиста, когда тот ехал по ул.Черепанова в сторону ул.Бебеля! "Я ещё в…
Бандит в черной маске нападает на велосипедистов с ножом! Бандит в черной маске нападает на велосипедистов с ножом! 2 сентября 2016 19017
Предвыборная война началась. Те, кто не способен на честные выборы – мешают другим подло и исподтишка. Сегодня в самом центре Екатеринбурге на перекрестке Шевченко – Мамина Сибиряка бандит в черной маске с огромным ножом напал на велосипедиста, который ждал зеленый свет светофора. У…
Велосипед как транспортное средство и его главные проблемы в городеВелосипед как транспортное средство и его главные проблемы в городе 2 августа 2016 20297
О проблемах велотранспорта в России очень много говорят, но все ограничивается прокладками велодорожек в парках, и то не во всех. Велосипед рассматривается как средство отдыха, а не повседневным видом транспорта, каким он и является. Что же мешает развитию велотранспорта не только в Екатеринбурге,…
Велосипедистам прописали четкие требования по езде на дорогахВелосипедистам прописали четкие требования по езде на дорогах 29 июля 2016 19739
Вступили в силу поправки в правила дорожного движения, касающихся велосипедистов. Главное в этих правилах - это то, что до сих пор, в них не было прописано четких формулировок для велосипедистов, а если и были, то их невозможно было соблюдать при нашем реальном движении. Новые требования заставят…
Спасать своих,  находить  друзей  и составлять безопасный вело маршрут теперь просто!Спасать своих, находить друзей и составлять безопасный вело маршрут теперь просто! 28 июня 2016 18911
Приложение для велосипедистов выйдет уже на этой неделе! Единственный социальный гаджет имеет такие функции как «SOS», в случае проблемы на дороге, «ищу компанию» для веселых покатушек, и интерактивную карту для планирования своего вело маршрута! Бесплатное приложение…
Велосипедисты возрождают походы в библиотеки!Велосипедисты возрождают походы в библиотеки! 28 июня 2016 18762
Вело пробег с элементами квеста «Мой выбор – здоровое будущее»! Обучение и развлечение! Уникальное мероприятие от МОО «Вело-Город» и Муниципального объединения  библиотек прошло в это воскресенье.  Участники не только преодолели маршрут, длиной 14 км по…
Вело ночь музыки Вело ночь музыки 28 июня 2016 18702
Серия вело-квестов «Цепная реакция» вновь стартовала  в Екатеринбурге! На этот раз квест прошел в рамках проекта «Ночь музыки» и проходил по самым мелодичным местам города!  На старте выступали зажигательные победительницы конкурса «Мисс Вело-Город»!…
Крути педали – становись умнее! Крути педали – становись умнее! 22 июня 2016 19159
Крутишь педали – изучаешь литературу! Велопробег «Мой выбор – здоровое будущее» снова в Екатеринбурге! Если ты не смог принять участие в нашем велопробеге в мае, ждем тебя сейчас!  Муниципальное объединение библиотек и общественная организация "Вело-Город" в лице…
Вело-квест по самым мелодичным местам ЕкатеринбургаВело-квест по самым мелодичным местам Екатеринбурга 22 июня 2016 17771
Вело-квест "Цепная реакция" в ночь музыки. 24 июня в 20:00 около памятника Татищеву и де Геннину МОО «Вело-город» запускает Велоквест, который откроет грандиозное мероприятие Ural Music Night.  Квест по самым мелодичным местам г.Екатеринбурга. Бары, театры, кино - все будет петь…
5 часов на велосипеде, настольный теннис и игра в городки, - вот что надо Екатеринбуржцам для счастья!5 часов на велосипеде, настольный теннис и игра в городки, - вот что надо Екатеринбуржцам для счастья! 20 июня 2016 17663
Действительно жаркий вело пробег устроили Вело-Город и компания  М.Видео при поддержке Philips. В эту субботу сразу 500 велосипедистов стартовали от Гринвича по маршруту: Карнавал, Мега, Академический, Гранат, Мегаполис, Комсомол и обратно к Гринвичу,  длина  пробега получилась…

Новости

История велодвижения в Екатеринбурге: с XIX века до наших днейИстория велодвижения в Екатеринбурге: с XIX века до наших дней 11 декабря 2018 2486
История велодвижения Екатеринбурга. Ключевые деятели и значимые события от первых  упоминаний до наших…
Законы для велосипедистов: В ПДД появилось понятие «велосипедная зона»Законы для велосипедистов: В ПДД появилось понятие «велосипедная зона» 7 декабря 2018 2215
В начале декабря премьер-министр РФ Дмитрий Медведев провозгласил о том, что закон станет более лояльным к велосипедистам, а…
Грузинский тест-драйв от «Мисс Вело-Город» 2018Грузинский тест-драйв от «Мисс Вело-Город» 2018 7 декабря 2018 2097
В октябре этого года «Вело-Город» отправился в свой очередной велотур по прекрасной, живописной и…

Фотографии

April, 2019 Предыдущий месяц Следующий месяц
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
Велосипеды впервые станут частью «Мотовесны 2019»!
6
7
8
9
10
11
12
13
Апрель. Веломаршрут «Центральный Таиланд». 7 дней
14
15
16
17
18
19
Апрель. Веломаршрут "Южный Таиланд". 6 дней
20
ОТКРЫТИЕ ЛЕТНЕГО ВЕЛОСЕЗОНА!
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30