Как сделать велосипед массовым

17 января 2013 53801
Как сделать велосипед массовым

По всеобщему убеждению, мы постепенно приближаемся к новой эпохе признания велосипеда городским транспортом. Прокаты велосипедов, изобилующие в городах Европы и Америки, медленно, но верно вносят свой вклад в развитие велоинфраструктуры и городского планирования. Тем не менее, до сих пор существуют непреодолимые препятствия на пути к голубой мечте о таком стиле жизни для горожан, как в блистательных образцах развитой велокультуры Копенгагена и Амстердама. Но мечта всё ближе.

Пришло время пополнить ряды велолюбителей. Итак, каким же образом нам удастся преобразовать мнение о езде на велосипеде по городу как занятие для гиков и чудаков — какими нас видят непосвящённые ― в привычное дело? Как же нам покорить сердца и умы?

Перевод статьи, написанной Микаэлем Колвилл-Андерсеном датско-канадским режиссёром, фотографом и экспертом городского транспортного движения в консалтинговой компании Copenhagenize.

Многое было сказано и написано о велозаездах «Критическая масса». Это потрясающая идея: демократическая от начала до конца и напоминающая о том, как была основана большая часть велоклубов начала XX-го века ― на социалистических и коммунистических принципах. Я, тем не менее, боюсь, что, как говорится, эта концепция слишком устарела.

Причина, по которой я не думаю, что «Критическая масса» и другие подобные ей акции являются эффективными в наши дни, заключается в том, что они не способны покорить сердце и разум. Они хотят заполучить улицы только для себя, но не для какого-нибудь Вани Обыкновенного.

Агрессивный и анархичный подходы играют только небольшую роль в искусстве убеждения автомобилистов ― потенциальных велосипедистов ―, что езда на велосипеде — это непередаваемое удовольствие для всех. Надменность, которая часто присуща правым фундаменталистам, неэффективна. На мой взгляд, участники таких мероприятий редко выглядят счастливыми, а ведь чертовски сложно не выглядеть счастливым на велосипеде.

Есть гораздо более эффективный способ приблизиться к культуре, приятной всем. Это то, что я называю в какой-то степени революционным — «просто ездить на своём велосипеде». На обычном велосипеде. В обычной одежде. Так же, как все те сотни тысяч жителей Европы — от Феррары (Италия) на юге, до Тронхейма (Норвегия) на севере ― ездят каждый день. Сработает ли это? Конечно же, да!

Войдите в положение Вани Обыкновенного. Этого невозможного супергероя.

Ваня ― среднестатистический горожанин в автомобильном обществе, который ездит на машине до работы каждый день. Как и подавляющее большинство населения планеты, он не экологический активист и вряд ли когда-нибудь им станет. Единственная причина, которая способна заставить его променять автомобиль на что-то другое, ― повышенная цена на горючее. О чём думает Ваня, когда видит велосипедиста-хардкорщика на специальном велосипеде или, например, фиксера, который проезжает мимо его автомобиля? Разве он подумает: «Хм… А ведь я бы тоже мог доехать до работы на велосипеде…». Маловероятно, что он смог бы увидеть на месте такого велосипедиста себя самого. Что он наверняка увидит, так это участника очередной субкультуры, активистов, которые носят одежду, кардинально отличающуюся от его, и ездят на велосипедах, которые совершенно не похожи на тот, на который он сам мог бы сесть.

Ваня убедится в том, что езда на велосипеде означает сопричастность элитарной субкультуре, которая вкладывает немалые средства в обеспечение себя необходимыми приспособлениями, в специальную экипировку и тратит целое состояние на покупку изысканного велосипеда. Хуже всего то, что Ваня будет думать, что высказывает какой-то протест, передвигаясь на велосипеде. Но Ваня Обыкновенный не хочет протестовать. Он просто хочет жить своей жизнью, а не взбираться по намыленной верёвке. Если, например, дорога до дома Вани перекрыта из-за какого-то велопротеста, митинга или парада, он разозлиться и мы просто потеряем его.

А теперь давайте представим, что Ваня Обыкновенный, стоя в пробке, видит другого парня, который проезжает мимо на велосипеде одетый в рубашку и галстук, а к багажнику у него прикреплён дипломат. Он не собирается устанавливать скоростные рекорды и единственный аксессуар, который он надел, — велосипедные зажимы для штанов и, если вам так угодно, шлем. Просто для того, чтобы управлять риском, а не подвергать себя ему. А, да, и велосипед его очень напоминает тот, который давно пылится у нашего Вани в гараже.

Чуть позже мимо проезжает девушка на изящном городском велосипеде с плетёной корзинкой. На ней красивая юбка и стильные туфли и она слушает свой iPod. В этот момент Ваня Обыкновенный думает: «Я могу это. Ехать-то всего 15 км. Этот парень выглядит так же, как и я. А эта девушка едет так легко…»

Ваня увидит своё собственное отражение в таких велосипедистах, сможет представить себя на их месте. Для того чтобы поехать на работу, ему нужно будет только вытащить свой велосипед из гаража, подкачать шины, купить зажимы для брюк и, может быть, шлем. Гораздо за меньший срок, чем он добирается на работу на машине, он доедет на велосипеде. Ему не надо будет высказывать никакие протесты. Он просто будет ещё одним велосипедистом, который едет к себе в офис, он сможет влиться в городской ландшафт и делать что-то хорошее для планеты и себя самого без всяких демонстраций и митингов в своей жизни.

Это Ваня Обыкновенный и его коллеги и друзья, которые будут заканчивать свой день спасением планеты, если им только дать такой шанс. И это задача всех нас ― выбрать путь вдохновения таких людей, вместо привычного отчуждения их от велокультуры.

* * *

В оригинальном названии статьи ― Critical Mess ― использована игра слов. Mass в названии известных протестных велозаездов Critical Mass (англ. Критическая масса) заменено на созвучное mess (англ. неразбериха, беспорядок).

По материалам портала Letsbikeit.ru

rssRSS-канал новостей Вело-Города

Добавить свой комментарий

 

Другие новости

Автоматическое переключение передач на велосипедеАвтоматическое переключение передач на велосипеде 22 октября 2014 53150
    BioShift – автоматическая система переключения скоростей на велосипеде, благодаря которой больше не придется думать о выборе нужной передачи. Данное ноу-хау разработано американской девелоперской компанией Baron BioSystems и способно работать совместно с уже существующим…
По Норвегии на диновелосипедеПо Норвегии на диновелосипеде 14 октября 2014 44276
. Такого Вы не увидите нигде! Для путешествий по своей стране норвежский художник Маркус Месту (Markus Moestue) создал идеальный велосипед для себя - в виде динозавра. . .. . Туловище древнего животного было вырезано обычным кухонным ножом из куска пенопласта.Получилось…
Китай: закат "велосипедной империи"Китай: закат "велосипедной империи" 9 октября 2014 49507
Раньше велосипед был основной формой транспорта в Китае. В 80-е годы прошлого века количество велосипедов в стране составляло полмиллиарда штук, но в последние годы, с ростом благосостояния граждан Китая, на городских улицах появляется все больше автомобилей, а количество велосипедистов…
Johnnyrandom создает музыку из своего велосипедаJohnnyrandom создает музыку из своего велосипеда 7 октября 2014 43925
    Johnnyrandom называет себя «дизайнером музыки». Он превращает обыденные предметы в музыкальные инструменты, а из вариаций извлекаемых звуков сочиняет музыку. , , Его дебютный сингл «Bespoken» ломает все стереотипы о «роли…
Юмористические вело-рисунки Майка ДжусаЮмористические вело-рисунки Майка Джуса 6 октября 2014 51907
В Америке сейчас довольно популярен необычный художник из Мэрилэнда Майк Джус, который любит с долей иронии изображать американских персонажей — как реальных, так и героев комиксов и мультсериалов. Майк Джус (Mike Joos) – известный иллюстратор, который…
Велобар "Bicicleta Bar" в Бухаресте Велобар "Bicicleta Bar" в Бухаресте 3 октября 2014 48217
Нет, в этом баре нет специальных столиков, за которыми можно перекусить, не слезая с велосипеда. Здесь вся изюминка кроется в дизайне и атмосфере - весь интерьер в этом баре состоит из отживших свое велосипедов.       Расположен этот весьма…
Департамент транспорта Нью-Йорка: велосипедные дорожки ускоряют дорожное движениеДепартамент транспорта Нью-Йорка: велосипедные дорожки ускоряют дорожное движение 2 октября 2014 46111
Принято считать, что развитие велосипедной инфраструктуры и строительство велодорожек усложняет жизнь автомобилистов: движение становится более опасным и более медленным, а на дорогах становится меньше пространства для машин. Нью-Йоркский департамент транспорта опубликовал доклад, из…
Канадские инженеры получили 250 000 долларов за веловертолет!Канадские инженеры получили 250 000 долларов за веловертолет! 30 сентября 2014 50535
Велосипед, на котором можно парить над землей, просто крутя педали, существует! Ну и что, что на нем далеко не улетишь – это не помешало его создателям унести домой приз в 250 тысяч долларов. Двое канадских инженеров из Университета…
Экскурсия по заводу Cube в ГерманииЭкскурсия по заводу Cube в Германии 29 сентября 2014 51736
Вальдерсхоф – типичный немецкий городок, расположенный в лесистых баварских землях. Он усеян старой архитектурой и магазинами, которые, как кажется, совсем не изменились с 90-х годов. Но, выехав, недалеко за город, современный, выбивающийся из атмосферы города, знак Cube, указывающий…
Велосипед в стиле "Космический экзистенциализм" за 1 миллион долларовВелосипед в стиле "Космический экзистенциализм" за 1 миллион долларов 23 сентября 2014 47093
В дизайне этого велосипеда не использовались настоящие живые бабочки (Butterfly Trek Madone – 500 000$), он  не сделан из золота и не украшен кристаллами Сваровски (велосипед  Aurumania Crystal Edition Gold -101 000$). Такой велосипед даже не обладает высокой…
April, 2024 Предыдущий месяц Следующий месяц
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Фотографии