Как сделать велосипед массовым

17 января 2013 54013
Как сделать велосипед массовым

По всеобщему убеждению, мы постепенно приближаемся к новой эпохе признания велосипеда городским транспортом. Прокаты велосипедов, изобилующие в городах Европы и Америки, медленно, но верно вносят свой вклад в развитие велоинфраструктуры и городского планирования. Тем не менее, до сих пор существуют непреодолимые препятствия на пути к голубой мечте о таком стиле жизни для горожан, как в блистательных образцах развитой велокультуры Копенгагена и Амстердама. Но мечта всё ближе.

Пришло время пополнить ряды велолюбителей. Итак, каким же образом нам удастся преобразовать мнение о езде на велосипеде по городу как занятие для гиков и чудаков — какими нас видят непосвящённые ― в привычное дело? Как же нам покорить сердца и умы?

Перевод статьи, написанной Микаэлем Колвилл-Андерсеном датско-канадским режиссёром, фотографом и экспертом городского транспортного движения в консалтинговой компании Copenhagenize.

Многое было сказано и написано о велозаездах «Критическая масса». Это потрясающая идея: демократическая от начала до конца и напоминающая о том, как была основана большая часть велоклубов начала XX-го века ― на социалистических и коммунистических принципах. Я, тем не менее, боюсь, что, как говорится, эта концепция слишком устарела.

Причина, по которой я не думаю, что «Критическая масса» и другие подобные ей акции являются эффективными в наши дни, заключается в том, что они не способны покорить сердце и разум. Они хотят заполучить улицы только для себя, но не для какого-нибудь Вани Обыкновенного.

Агрессивный и анархичный подходы играют только небольшую роль в искусстве убеждения автомобилистов ― потенциальных велосипедистов ―, что езда на велосипеде — это непередаваемое удовольствие для всех. Надменность, которая часто присуща правым фундаменталистам, неэффективна. На мой взгляд, участники таких мероприятий редко выглядят счастливыми, а ведь чертовски сложно не выглядеть счастливым на велосипеде.

Есть гораздо более эффективный способ приблизиться к культуре, приятной всем. Это то, что я называю в какой-то степени революционным — «просто ездить на своём велосипеде». На обычном велосипеде. В обычной одежде. Так же, как все те сотни тысяч жителей Европы — от Феррары (Италия) на юге, до Тронхейма (Норвегия) на севере ― ездят каждый день. Сработает ли это? Конечно же, да!

Войдите в положение Вани Обыкновенного. Этого невозможного супергероя.

Ваня ― среднестатистический горожанин в автомобильном обществе, который ездит на машине до работы каждый день. Как и подавляющее большинство населения планеты, он не экологический активист и вряд ли когда-нибудь им станет. Единственная причина, которая способна заставить его променять автомобиль на что-то другое, ― повышенная цена на горючее. О чём думает Ваня, когда видит велосипедиста-хардкорщика на специальном велосипеде или, например, фиксера, который проезжает мимо его автомобиля? Разве он подумает: «Хм… А ведь я бы тоже мог доехать до работы на велосипеде…». Маловероятно, что он смог бы увидеть на месте такого велосипедиста себя самого. Что он наверняка увидит, так это участника очередной субкультуры, активистов, которые носят одежду, кардинально отличающуюся от его, и ездят на велосипедах, которые совершенно не похожи на тот, на который он сам мог бы сесть.

Ваня убедится в том, что езда на велосипеде означает сопричастность элитарной субкультуре, которая вкладывает немалые средства в обеспечение себя необходимыми приспособлениями, в специальную экипировку и тратит целое состояние на покупку изысканного велосипеда. Хуже всего то, что Ваня будет думать, что высказывает какой-то протест, передвигаясь на велосипеде. Но Ваня Обыкновенный не хочет протестовать. Он просто хочет жить своей жизнью, а не взбираться по намыленной верёвке. Если, например, дорога до дома Вани перекрыта из-за какого-то велопротеста, митинга или парада, он разозлиться и мы просто потеряем его.

А теперь давайте представим, что Ваня Обыкновенный, стоя в пробке, видит другого парня, который проезжает мимо на велосипеде одетый в рубашку и галстук, а к багажнику у него прикреплён дипломат. Он не собирается устанавливать скоростные рекорды и единственный аксессуар, который он надел, — велосипедные зажимы для штанов и, если вам так угодно, шлем. Просто для того, чтобы управлять риском, а не подвергать себя ему. А, да, и велосипед его очень напоминает тот, который давно пылится у нашего Вани в гараже.

Чуть позже мимо проезжает девушка на изящном городском велосипеде с плетёной корзинкой. На ней красивая юбка и стильные туфли и она слушает свой iPod. В этот момент Ваня Обыкновенный думает: «Я могу это. Ехать-то всего 15 км. Этот парень выглядит так же, как и я. А эта девушка едет так легко…»

Ваня увидит своё собственное отражение в таких велосипедистах, сможет представить себя на их месте. Для того чтобы поехать на работу, ему нужно будет только вытащить свой велосипед из гаража, подкачать шины, купить зажимы для брюк и, может быть, шлем. Гораздо за меньший срок, чем он добирается на работу на машине, он доедет на велосипеде. Ему не надо будет высказывать никакие протесты. Он просто будет ещё одним велосипедистом, который едет к себе в офис, он сможет влиться в городской ландшафт и делать что-то хорошее для планеты и себя самого без всяких демонстраций и митингов в своей жизни.

Это Ваня Обыкновенный и его коллеги и друзья, которые будут заканчивать свой день спасением планеты, если им только дать такой шанс. И это задача всех нас ― выбрать путь вдохновения таких людей, вместо привычного отчуждения их от велокультуры.

* * *

В оригинальном названии статьи ― Critical Mess ― использована игра слов. Mass в названии известных протестных велозаездов Critical Mass (англ. Критическая масса) заменено на созвучное mess (англ. неразбериха, беспорядок).

По материалам портала Letsbikeit.ru

rssRSS-канал новостей Вело-Города

Добавить свой комментарий

 

Другие новости

Время кастинга 15 июля 2011 44599
Время кастинга    Кастинг будет продолжаться с 12 00 до 20 00,  кто не успевает днем смогут подойти вечером. Для того, чтобы избежать долгого ожидания в очереди можно позвонить и записаться на определенное врем. тел. 361-81-00
Объявляется кастинг на конкурс «Мисс Вело-Город» 27 июня 2011 43154
Объявляется кастинг на конкурс «Мисс Вело-Город»  Уважаемые девушки! Мы приглашаем Вас на кастинг 16 июля 2011г. По адресу: г. Екатеринбург ул. Хохрякова дом 75 (помещение Студии танца "Жара"), к 12 00. Просьба взять с собой документы. Желательно, но не обязательно, взять с собой…
Изобретён велосипед, нарушающий законы велодвижения 29 апреля 2011 42047
Исследователи из США и Нидерландов избавились от особенностей конструкции, которые обеспечивают современному велосипеду балансировку, — и он всё равно смог поддерживать равновесие в ходе движения. Ещё в XIX веке конструкторы велосипедов задумывались над тем, как помочь начинающему ездоку не…
Велосипедный шлем-замок против угона 13 марта 2011 41606
Cамое распространенное в мире преступление - это вовсе не похищение бутербродов с рабочего стола в офисе, а... кража велосипедов. Это настоящий бич для стран, в которых хорошо развито велосипедное движение (не в пример нашей), и даже самые спокойные и законопослушные европейские страны, такие как…
Шоу Вело Парк 2011 20 февраля 2011 43601
Снова все на Вело Парк 2011! Ура товарищи!!! Рады снова вас сообщить, что с 25 по 27 февраля 2011 в МВЦ Крокус Экспо состоится грандиознейшее событие для велосипедного мира – 7-я Московская Международная Велосипедная Выставка – Шоу Вело Парк 2011. Весомое событие для велосипедной индустрии…
210 лет велосипеду 13 февраля 2011 42903
15 сентября 1801 г. 210 лет назад Александру I представлен первый в мире велосипед Изобретателем первого в мире двухколесного велосипеда был уроженец Прикамской земли Ефим Михеевич Артамонов, крепостной Пожвинского завода. Велосипед, построенный на Нижнетагильском заводе, был железным, имел…
Зимний велосипед 13 февраля 2011 47968
Многие велосипедисты давно поняли – на велосипеде можно ездить круглый год, и летом, и зимой. Как правило, езда зимой считается уделом экстремалов: ездить на велосипеде по гололёду очень скользко, что грозит серьёзными падениями и, соответственно, ушибами и травмами. Также не стоит забывать о…
Покрышки, приносящие радость 13 ноября 2010 42317
Уже давно все знают, что велосипед заново не придумаешь. Но как хочется, чтобы твой любимый двухколесный друг был уникален. В детстве мы лепили наклейки на раму нашему первому “зайчику”, потом вплетали разноцветную проволоку в спицы “орленка”, перекрашивали в яркий цвет “Украину” и все…
Женский велосипед 2 октября 2010 43145
Велосипед – приятное и эфективное средство сжигания калорий.Не нужно ходить в спортзал, можно просто кататься по улицам города или еще лучше – за его пределами. Если вы надумали приобрести себе двухколесного друга, мы вам в этом поможем. Если вы покупаете велосипед для редких поездок по…
Apple займется выпуском велокомпьютеров 9 сентября 2010 46314
Apple в скором времени займется выпуском велокомпьютеров. Некоторые схемы можно найти в сети уже сейчас. В функциональном плане велокомпьютер будет служить gps-навигатором, измерять сердечный ритм, показывать текущую передачу, а также служить мини-рацией. Велосипедистам остается лишь…
May, 2024 Предыдущий месяц Следующий месяц
ПнВтСрЧтПтСбВс
  
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Фотографии