Как сделать велосипед массовым

17 января 2013 53996
Как сделать велосипед массовым

По всеобщему убеждению, мы постепенно приближаемся к новой эпохе признания велосипеда городским транспортом. Прокаты велосипедов, изобилующие в городах Европы и Америки, медленно, но верно вносят свой вклад в развитие велоинфраструктуры и городского планирования. Тем не менее, до сих пор существуют непреодолимые препятствия на пути к голубой мечте о таком стиле жизни для горожан, как в блистательных образцах развитой велокультуры Копенгагена и Амстердама. Но мечта всё ближе.

Пришло время пополнить ряды велолюбителей. Итак, каким же образом нам удастся преобразовать мнение о езде на велосипеде по городу как занятие для гиков и чудаков — какими нас видят непосвящённые ― в привычное дело? Как же нам покорить сердца и умы?

Перевод статьи, написанной Микаэлем Колвилл-Андерсеном датско-канадским режиссёром, фотографом и экспертом городского транспортного движения в консалтинговой компании Copenhagenize.

Многое было сказано и написано о велозаездах «Критическая масса». Это потрясающая идея: демократическая от начала до конца и напоминающая о том, как была основана большая часть велоклубов начала XX-го века ― на социалистических и коммунистических принципах. Я, тем не менее, боюсь, что, как говорится, эта концепция слишком устарела.

Причина, по которой я не думаю, что «Критическая масса» и другие подобные ей акции являются эффективными в наши дни, заключается в том, что они не способны покорить сердце и разум. Они хотят заполучить улицы только для себя, но не для какого-нибудь Вани Обыкновенного.

Агрессивный и анархичный подходы играют только небольшую роль в искусстве убеждения автомобилистов ― потенциальных велосипедистов ―, что езда на велосипеде — это непередаваемое удовольствие для всех. Надменность, которая часто присуща правым фундаменталистам, неэффективна. На мой взгляд, участники таких мероприятий редко выглядят счастливыми, а ведь чертовски сложно не выглядеть счастливым на велосипеде.

Есть гораздо более эффективный способ приблизиться к культуре, приятной всем. Это то, что я называю в какой-то степени революционным — «просто ездить на своём велосипеде». На обычном велосипеде. В обычной одежде. Так же, как все те сотни тысяч жителей Европы — от Феррары (Италия) на юге, до Тронхейма (Норвегия) на севере ― ездят каждый день. Сработает ли это? Конечно же, да!

Войдите в положение Вани Обыкновенного. Этого невозможного супергероя.

Ваня ― среднестатистический горожанин в автомобильном обществе, который ездит на машине до работы каждый день. Как и подавляющее большинство населения планеты, он не экологический активист и вряд ли когда-нибудь им станет. Единственная причина, которая способна заставить его променять автомобиль на что-то другое, ― повышенная цена на горючее. О чём думает Ваня, когда видит велосипедиста-хардкорщика на специальном велосипеде или, например, фиксера, который проезжает мимо его автомобиля? Разве он подумает: «Хм… А ведь я бы тоже мог доехать до работы на велосипеде…». Маловероятно, что он смог бы увидеть на месте такого велосипедиста себя самого. Что он наверняка увидит, так это участника очередной субкультуры, активистов, которые носят одежду, кардинально отличающуюся от его, и ездят на велосипедах, которые совершенно не похожи на тот, на который он сам мог бы сесть.

Ваня убедится в том, что езда на велосипеде означает сопричастность элитарной субкультуре, которая вкладывает немалые средства в обеспечение себя необходимыми приспособлениями, в специальную экипировку и тратит целое состояние на покупку изысканного велосипеда. Хуже всего то, что Ваня будет думать, что высказывает какой-то протест, передвигаясь на велосипеде. Но Ваня Обыкновенный не хочет протестовать. Он просто хочет жить своей жизнью, а не взбираться по намыленной верёвке. Если, например, дорога до дома Вани перекрыта из-за какого-то велопротеста, митинга или парада, он разозлиться и мы просто потеряем его.

А теперь давайте представим, что Ваня Обыкновенный, стоя в пробке, видит другого парня, который проезжает мимо на велосипеде одетый в рубашку и галстук, а к багажнику у него прикреплён дипломат. Он не собирается устанавливать скоростные рекорды и единственный аксессуар, который он надел, — велосипедные зажимы для штанов и, если вам так угодно, шлем. Просто для того, чтобы управлять риском, а не подвергать себя ему. А, да, и велосипед его очень напоминает тот, который давно пылится у нашего Вани в гараже.

Чуть позже мимо проезжает девушка на изящном городском велосипеде с плетёной корзинкой. На ней красивая юбка и стильные туфли и она слушает свой iPod. В этот момент Ваня Обыкновенный думает: «Я могу это. Ехать-то всего 15 км. Этот парень выглядит так же, как и я. А эта девушка едет так легко…»

Ваня увидит своё собственное отражение в таких велосипедистах, сможет представить себя на их месте. Для того чтобы поехать на работу, ему нужно будет только вытащить свой велосипед из гаража, подкачать шины, купить зажимы для брюк и, может быть, шлем. Гораздо за меньший срок, чем он добирается на работу на машине, он доедет на велосипеде. Ему не надо будет высказывать никакие протесты. Он просто будет ещё одним велосипедистом, который едет к себе в офис, он сможет влиться в городской ландшафт и делать что-то хорошее для планеты и себя самого без всяких демонстраций и митингов в своей жизни.

Это Ваня Обыкновенный и его коллеги и друзья, которые будут заканчивать свой день спасением планеты, если им только дать такой шанс. И это задача всех нас ― выбрать путь вдохновения таких людей, вместо привычного отчуждения их от велокультуры.

* * *

В оригинальном названии статьи ― Critical Mess ― использована игра слов. Mass в названии известных протестных велозаездов Critical Mass (англ. Критическая масса) заменено на созвучное mess (англ. неразбериха, беспорядок).

По материалам портала Letsbikeit.ru

rssRSS-канал новостей Вело-Города

Добавить свой комментарий

 

Другие новости

Сделай сам!Сделай сам! 4 марта 2014 52452
Велосипед – для многих это транспорт передвижения, инструмент для спорта или же способ провести свое свободное время. Голландский скульптор и  дизайнер Юрген Кейперс (Jurgen Kuiper), как яркий представитель страны, где велосипед имеет большую популярность, решил сделать велосипед…
Необычные противоугонные устройстваНеобычные противоугонные устройства 3 марта 2014 52921
Думаем, актуальность этой темы сейчас с каждым днем будет  увеличиваться. Как защитить своего боевого коня, друга, кровинушку :) от угона? Мы выложили небольшую подборку самых забавных и необычных противоугонных устройств. Хотя, по парочке из них у нас сомнения, что это остановит…
Пешеходное царство, велосипедное государствоПешеходное царство, велосипедное государство 28 февраля 2014 43945
В любой стране есть ненавистники автомобилей, которые считают их вселенским злом. Любые законы, ограничивающие автомобилистов для них это настоящий бальзам на раны, а дорожная полиция, оснащенная радарами, профессиональными алкотестерами и принудительными средствами остановки – это люди,…
Велосипедный переворот начинается!Велосипедный переворот начинается! 27 февраля 2014 42107
В европейских странах  отмечают,  что продажи велосипедов стали превышать продажи автомобилей. В 2013 году почти 780 тысяч испанцев стали владельцами новеньких велосипедов, что на 80 000 превышает число проданных автомобилей!  Зафиксировано, что продажи автомобилей снизились…
5 удивительных фактов о велосипеде5 удивительных фактов о велосипеде 25 февраля 2014 47670
В увлекательной  книжке «Наука о велосипедах» или «Cycling Science»  были опубликованы  интересные факты о друге нашем меньшем  – велосипеде. Приведем  небольшие выжимки– 5 удивительных фактов о велосипеде.  Знаете ли…
Велосипед можно будет застраховать Велосипед можно будет застраховать 13 февраля 2014 46596
Велоактивисты хотят получить возможность застраховать свои велосипеды по принципу каско. Как рассказал «Известиям» вице-президент Федерации велоспорта Москвы, руководитель движения «Русвелос» Петр Дворянкин, в ближайшее время активисты обратятся к производителям и…
Екатеринбург за наших Олимпийцев!Екатеринбург за наших Олимпийцев! 4 февраля 2014 43061
5 февраля 2014г. г. Екатеринбург, 14-00 ч. Исторический сквер (Плотинка) Представители общественных организаций, студенчество, молодые спортсмены придут поддержать сборную России, а так же жителей нашего региона, участвующих в соревнованиях Олимпиады. В ходе патриотической акции планируется…
РАЙ ДЛЯ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ - ЧЕРЕЗ 20 ЛЕТ В ЛОНДОНЕРАЙ ДЛЯ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ - ЧЕРЕЗ 20 ЛЕТ В ЛОНДОНЕ 14 января 2014 56598
В Лондоне разрабатывается проект ScyCycle – сеть дорог протяженностью 135 миль над железнодорожными путями, создающаяся специально для велосипедистов. Воплощением данного проекта займется британский архитектор Норман Фостер. Строительство шоссе будет длиться не менее 20 лет, и по истечении…
МИНИ-ЧУДО ДЛЯ УДОБСТВА ЛЮБОГО ВЕЛОСИПЕДИСТАМИНИ-ЧУДО ДЛЯ УДОБСТВА ЛЮБОГО ВЕЛОСИПЕДИСТА 10 января 2014 46239
В мире появилось маленькое чудо, призванное облегчить жизнь и улучшить настроение всех велосипедистов. Это IPump - самый компактный велонасос за всю историю велоиндустрии. Он весит всего 21 грамм, его длина – 130 мм и, несмотря на скромные размеры, он способен накачать камеру до 11…
Мужчина, задержанный по подозрению в краже велосипеда, выпрыгнул из окнаМужчина, задержанный по подозрению в краже велосипеда, выпрыгнул из окна 17 декабря 2013 42825
Мужчина, задержанный по подозрению в краже велосипеда, выпрыгнул из окна отдела полиции, с пятого этажа. По данным пресс-службы столичного ГУМВД, инцидент произошел около десяти вечера в отделе полиции по району Марьинский парк. Он находится по адресу: улица Новомарьинская, дом №7. Задержанный…
May, 2024 Предыдущий месяц Следующий месяц
ПнВтСрЧтПтСбВс
  
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Фотографии